О.И. Братчиков, Е.А. Шумакова, А.П. Хмарук, А.А. Крюков
Андрогенная аблация является основным видом лечения прогрессирующего рака предстательной железы, которым принято считать рак с распространением за пределы капсулы, наличием метастазов в лимфоузлы или рак простаты с отдаленными метастазами (преимущественно в костную систему). Принципы андрогенной аблации многочисленны и предусматривают элиминацию (исключение) или блокаду андрогенов. Среди методов, позволяющих осуществить депривацию — хирургическое удаление яичек; введение эстрогенов кастрационных уровней, действующих по механизму отрицательной обратной связи на гипофиз; дача агонистов лютеинизирующего гормона рилизинг-гормона (ЛГРГ) и блокада андрогенов антагонистами андрогенных рецепторов.
Операция двустороннего удаления яичек или только паренхимы предусматривает изъятие органа, продуцирующего до 95% тестостерона. Об эффективности проводимой под местной анестезией орхэктомии можно судить через 24 часа, когда низкий кастрационный уровень тестостерона регистрируется наиболее отчетливо.
Существуют, в основном, две методики орхэктомии — полное удаление яичек с придатками путем пересечения семенного канатика у наружного отверстия пахового канала и так называемая субкапсулярная орхэктомия, при которой сохраняется придаток и tunica albuginea. Данная техника операции применяется свыше 50 лет и выгодно отличается от других приемов орхэктомии. Из одного разреза, проводимого горизонтально у корня мошонки, в рану поочередно вывихивается каждое яичко, освобождаемое от покрывающих анатомических образований, затем рассекается белочная оболочка и выворачивается паренхима. Последняя обратной стороной скальпеля тупо зачищается с обеих поверхностей до ножки, где накладывется зажим и паренхима яичка удаляется. Ножка прошивается, рассеченная оболочка сшивается. Остающийся конгломерат создает у пациента ощущение сохранившихся яичек, чем устраняется психологический стресс, который у молодых лиц ассоциируется с утратой сексуальной функции и с большими переживаниями и беспокойствами, наблюдаемыми у 40-60 % кастрированных.
Имеется целый ряд отрицательных моментов билатеральной орхэктомии — снижение мышечной массы тела, остеопороз у 50% на протяжении 3-х лет с повышенным риском костных переломов и снижением уровня гемоглобина на 10%. Помимо таких последствий, хирургическая кастрация индуцирует клинику синдрома возрастного андрогенодефицита, в понятие которого дополнительно включаются приливы жара и сексуальная дисфункция. Абсолютные показания для билатеральной орхэктомии — метастатическая компрессия позвоночника с выраженными болями, метастазы в костных образованиях таза, а также плохая переносимость медикаментозного лечения или отсутствие средств на него.
Линию гипоталамус-гипофиз-яички-надпочечники-предстательная железа, все звенья которой участвуют в выработке тестостерона, можно прервать, помимо кастрации, различными видами антиандрогенной терапии. Проводимое лечение одним из методов оказывается явно недостаточным. D. G. McLeod (2007) показал, что среднее время до начала прогрессирования при любом типе монотерапии составило 12-18 месяцев, а среднее время выживания больных - 24-36 месяцев.
Химическая кастрация, как один из видов такого лечения, позволяет провести простую и максимальную андрогенную блокаду (МАБ). Для этих целей используются аналоги эндогенного ЛГРГ и его агонисты, эффективность которых сравнима с хирургической кастрацией. Одна из особенностей их действия состоит в блокировании рецепторов ЛГРГ в гипофизе, благодаря чему достигается снижение уровня тестостерона спустя 3-4 недели. Несколько иным действием отличаются антиандрогены, которые блокируют андрогенную активность надпочечников, а также ингибируют клеточный рост в простате, что определяет их преимущество перед хирургической кастрацией. Канадские ученые продемонстрировали, что 50% внутрипростатического дигидротестостерона остается после хирургической или лекарственной кастрации. В этой связи применение антиандрогенов, особенно их нестероидных разновидностей, определило новый подход к блокаде адренальных андрогенов.