ВОЗМОЖНОСТЬ КОНТАМИНАЦИИ ПРЕДСТАТЕЛЬНОЙ ЖЕЛЕЗЫ ХЛАМИДИЯМИ У МУЖЧИН С ГЕНИТАЛЬНОЙ ХЛАМИДИЙНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ

Есипов А.С.

До сих пор остается спорным вопрос о способности хламидий вызывать воспаление в предстательной железе у больных хламидиозом мужчин. Решение этого вопроса имеет две последовательные логические ступени, которые можно обозначить как этап доказательства присутствия хламидий в самой железе и этап установления способности хламидий, локализующихся в простате, инициировать воспалительный процесс. Проблемы в решении вопроса начинаются уже на первом из этих этапов. Существующие методологические приемы демонстрации присутствия хламидий в простате достаточно уязвимы. Исключением может являться только биопсийный материал, полученный трансперинеальным доступом. Однако это мало приемлемо в повседневной урологической амбулаторной практике и может быть реализовано только у ряда пациентов по строгим показаниям.

Целью работы являлось исследование распределения возбудителя генитального хламидиоза в мочеполовом тракте у инфицированных мужчин на основе использования нового методологического подхода.

Исследуемую группу составили 20 мужчин в возрасте от 20 до 40 лет, которые обратились с целью обследования на генитальные инфекции. Все пациенты были последовательно обследованы с помощью методов ПЦР (качественное определение, скрининг) и ПЦР в реальном времени (количественное определение). У каждого мужчины при скрининговом обследовании (ПЦР) в уретральном соскобе были выявлены фрагменты ДНК C. trachomatis. Перед началом лечения все пациенты были дополнительно комплексно обследованы в соответствии с разработанным способом определения локализации инфекций в мочеполовом тракте у мужчин (патент РФ на изобретение №2367355 от 20.09.09). В ходе данного обследования были получены уретральный соскоб, смывы из уретры, моча и секрет предстательной железы (СПЖ), а при отсутствии последнего –  постмассажная моча. Каждый образец исследовался отдельно с помощью метода ПЦР в реальном времени. Интерпретация результатов лабораторного обследования основывалась на количественных различиях содержания ДНК C. trachomatis в вышеназванных пробах из различных сегментов мочеполового тракта. Вместе с этим каждому пациенту были выполнены микроскопическое исследование уретрального соскоба и СПЖ, посев СПЖ на условно-патогенную микрофлору.

Полученные результаты показали, что хламидии могут локализоваться в секрете простаты. Это свидетельствовало о том, что возбудитель способен проникать в ацинусы предстательной железы. При этом всегда имела место контаминация уретры хламидиями. В связи с тем, что не у всех инфицированных пациентов возбудитель локализовался в предстательной железе, и, учитывая существовавшую у каждого больного контаминацию мочеиспускательного канала, однократное использование качественного метода ПЦР для выявления в секрете простаты фрагментов ДНК C. trachomatis является методологически некорректным приемом. Предложенный способ определения локализации возбудителей генитальных инфекций в различных пробах, последовательно полученных из генитального тракта инфицированных мужчин, с использованием метода ПЦР в реальном времени позволяет демонстрировать присутствие возбудителя генитального хламидиоза в секрете простаты у ряда пациентов.