СИНДРОМ ХРОНИЧЕСКОЙ ТАЗОВОЙ БОЛИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ

С.Б. Извозчиков, А.Д. Каприн

Количество причин хронической тазовой боли сопоставимо с количеством причин головных болей. А этиологическая и патогенетическая многофакторность, торпидность к лечению делает хроническую тазовую боль, как и хроническую головную боль, крайне актуальной междисциплинарной проблемой. Кроме того, не всегда при хронической тазовой боли удается объективно подтвердить наличие патологии органов малого таза.

Одной из причин хронического тазового болевого синдрома у мужчин является хронический простатит III-B, или невоспалительный синдром хронической тазовой боли (СХТБ), часто именуемый простатодинией. При этом синдроме не выявляется признаков воспаления, и нередко предстательная железа и другие органы малого таза оказываются инструментально и пальпаторно интактными.

Опираясь на данные литературы и наши наблюдения, модель развития хронического невоспалительного тазового болевого синдрома при интактных органах малого таза может быть представлена следующим образом. Для этого обратимся к филогенезу. Как известно, у высших животных все эмоции выражаются мимическими реакциями. У большинства же животных активность хвоста несет большее сигнальное значение для других особей, чем состояние мышц морды. У человека при отрицательных эмоциях  рудименты мышц копчика и хвоста, которыми являются связки таза и мышцы тазового дна, способны повысить свой тонус, что может проявляться «стеснением» в области промежности, вторичным появлением болевого синдрома и формированием «порочного круга», куда включаются и функциональные блокады крестцово-подвздошных суставов. При длительном СХТБ далеко не всегда удается выяснить, какой из этих факторов первичен, но любой из них способен «запустить» формирование «порочного круга». По нашим наблюдениям, психовегетативные, тазовые мышечно-тонические и патобиомеханические нарушения, в той или иной степени, облигатны для невоспалительного СХТБ у мужчин.

В ряде случаев невоспалительного СХТБ прослеживается определенная аналогия с часто встречающимся в неврологической практике синдромом – головной болью напряжения, в патогенезе которой ведущую роль играет реакция на психосоциальный стресс в виде тревоги и депрессии при лидирующей роли последней. Длительное позное напряжение перикраниальных мышц (мышечный стресс) создает дополнительный афферентный болевой поток, участвующий в симптомообразовании.

Общность механизмов этих двух синдромов дала нам основание предложить термин «тазовая боль напряжения» применительно к невоспалительному СХТБ, в случаях предположительно ведущей роли в патогенезе заболевания дистресса и психовегетативных расстройств (С.Б. Извозчиков и соавт., 2008). Иногда у больных с простатодинией, при интактных органах малого таза, на фоне высокого уровня тревожно-депрессивных расстройств отмечается лишь незначительная выраженность тазовых мышечно-тонических и патобиомеханических нарушений. Значимость этих нарушений в развитии болевого синдрома сомнительна. В этих случаях можно расценить боль как психогенную, в генезе которой возможно изменение ноцицептивных систем мозга.

Исходя из вышеизложенного, в терапии невоспалительного СХТБ необходимо включать мероприятия, направленные на психокоррекцию и купирование мышечно-тонических проявлений и патобиомеханических нарушений связочно-суставного аппарата таза.

Представляется целесообразным выделить тазовую боль напряжения в самостоятельный синдром, который может занять определенную нишу в структуре хронических тазовых болей.